Нижегородское время
12:58
Четверг, 28 Марта
Курсы валют
сегоднязавтра
100.41 100.27
92.57 92.59
Котировки
РТС 1126.69 5.23
ММВБ 3306.88 1.38

Турция в Средней Азии: быстрее, выше, сильнее

11:5321.09.2020 2839 18+

Анкара претендует на одну из главных ролей в новой региональной «большой игре»

Очередной революционный взрыв в Киргизии вкупе с предстоящими на фоне запутанных внутриэлитных интриг парламентскими выборами в Казахстане заставили вновь говорить о геополитической ситуации в Средней Азии и влиянии на неё внешних игроков. Чаще всего речь идет о России, Китае и США. При этом чуть в тени незаслуженно остается Турция.

Возьмем хотя бы турецкое присутствие в Киргизии. Так, бывший президент страны Алмазбек Атамбаев, вышедший из тюрьмы благодаря нынешним волнениям (но уже снова взятый под арест), известен как довольно откровенный туркофил. Свой первый визит на президентском посту он совершил именно в Турцию, и вообще при нем обмен визитами на высшем уровне между двумя государствами происходил несколько раз в год. Еще до президентства Атамбаев имел бизнес в Турции, да и позже коммерческие интересы никуда не делись. Алмазбек Шаршенович был гостем на свадьбе бывшего турецкого президента Гюля, поправлять здоровье предпочитал у турецких врачей, его сын учился в университете Анкары. Турецкое влияние в киргизской экономике атамбаевской эпохи выросло на порядок, доходило до разговоров о предоставлении турецким предпринимателям особого налогового режима.

Впрочем, и без Атамбаева турецкое присутствие в Киргизии никуда не делось. Фактором «мягкой силы» и культурной экспансии уже четверть века выступает Кыргызско-Турецкий университет «Манас» в Бишкеке. Один из его ведущих преподавателей, турок Мухиддин Гюмюш, как-то признался: «Главное в киргизско-турецких отношениях - не торговля или финансы, главное - духовная, научная связь наших народов. Я абсолютно не чувствую себя здесь чужим. В начале меня раздражало что многие, особенно столичная молодежь, говорят по-русски, забывая родной киргизский язык. Но сейчас ситуация изменилась к лучшему. Наша цель - переломить стереотип, мы стремимся доказать, что качественное образование можно получать не только на русском, но и на киргизском и турецком языках».

Несмотря на слова Гюмюша, о торговле и экономике тоже никто не забывает. Активно идет сотрудничество и по другим линиям. Например, именно турки прислали оборудование для «цифрового» формата недавних парламентских выборов, результаты которых (в том числе и ставшие следствием сбоев при подсчете голосов) спровоцировали смуту. Конспирологи увидели в этом намеренный шаг турок по дестабилизации киргизской ситуацию в свою пользу.

Укрепляются турецкие позиции и в Казахстане. По словам президента Института стратегических перспектив в Турции Мехмета Фатиха Оцтарсу, объем инвестиций турецких бизнесменов в экономику страны составляет порядка 20 миллиардов долларов. Культурно-образовательную экспансию уже почти три десятка лет осуществляет Международный казахско-турецкий университет. Впрочем, Анкаре есть на кого опереться не только в молодом поколении казахов.

Взять хотя экс-президента, «елбасы» Н.А.Назарбаева. При всей сложившейся репутации сторонника евразийской интеграции вокруг России, Нурсултан Абишевич периодически делал довольно откровенные реверансы в сторону Босфора. Например, в 2012 году на казахстанско-турецком бизнес форуме в Стамбуле он заявил: «Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся». Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 миллионов братьев живет. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире… Мы живем на родине всего тюркского народа. После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов - «казак». Вот мы и есть эти казахи». Позже Назарбаев предлагал включить Турцию в Таможенный союз. Да и перевод казахского языка на латинский алфавит многие рассматривают как подражание не Западу, а именно Турции, тоже сделавшей некогда такой шаг.

После формального ухода «елбасы» на пенсию лидеры стран Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) по предложению Эрдогана приняли решение о присвоении ему пожизненного статуса Почетного председателя организации. В свою очередь, когда Эрдоган посетил Казахстан еще при назарбаевском президентстве, в 2017-м, он заявил: «Мы считаем эту землю своим вторым домом, здесь мы чувствуем себя как дома».

Наконец, нельзя не упомянуть Узбекистан. В годы правления Ислама Каримова турецко-узбекские отношения были весьма прохладными. Каримов, несмотря на свое громкое символичное имя, был резким противником «политического ислама», проводником коего не без основания считал именно Турцию. После смерти же Ислама Абдуганиевича лед очевидным образом тронулся. Сначала его преемник Шавкат Мирзиёев посетил Турцию, затем ответный визит совершил Эрдоган. В 2017-м году был подписан пакет соглашений о двустороннем военном и военно-техническом сотрудничестве, а в 2019-м стало известно об участии турецких и пакистанских военных в учениях на узбекистанской территории.

На наш взгляд, всех этих фактов достаточно, чтобы констатировать – в разворачивающейся очередной «большой игре» за Среднюю Азию Турция будет не статистом, а исполнителем одной из главных ролей.

 

 

Добавить комментарий

Также по теме:
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.