Нижегородское время
17:06
Вторник, 29 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
89.66 91.48
76.82 78.67
Котировки
РТС 1163.63 6.21
ММВБ 2914.99 20.78
Brent 42.29 0.04

Иван Разуваев внес предложения по доработке законопроекта о реформировании контрольно-надзорной деятельности в России.

11:3516.07.2020 1169

15 июля 2020 года в режиме онлайн состоялось очередное заседание Комиссии Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту.

Заседание было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности (в частности, законопроектам №850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», №851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

В заседании приняли участие представители исполнительных органов власти, бизнес-ассоциаций. От ТПП Нижегородской области в совещании принял участие председатель Правления, генеральный директор Иван Разуваев.

Модератором выступил заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.

Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова поблагодарила участников совещания за направленные предложения. Она отметила, что рассматриваемые два законопроекта планируется вынести на второе и третье чтение на следующей неделе. Они находятся в достаточной степени готовности. Данные законы вступят в силу с 1 июля 2021 года и потребуют достаточно серьезной подготовительной работы.

Далее выступил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев. По его словам, по состоянию на 9 июля 2020 года принято 17 постановлений Правительства РФ, включающих в себя 638 актов, в том числе 197 актов Правительства РФ, 441 ведомственный акт. Господин Херсонцев рассказал об осуществлении контроля и надзора в период пандемии, а также представил новую систему контрольно-надзорной деятельности.

Затем выступил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Михаил Орлов и рассказал о политике развития ведомства не только в связи с учетом принятия законопроекта, но и на длительную перспективу. Он поблагодарил Минэкономразвития и депутатов за конструктивное взаимодействие в рамках совместной работы над законопроектом. По его словам, по поправкам нет замечаний, есть понимание как реализовывать данный законопроект с их учетом.

Представитель ФНС России Дмитрий Сафин отметил, то, что происходило с налоговым кодексом ежегодно, можно назвать идеальной моделью, к которой стоит стремиться. Десятки поправок были приняты с целью минимизации барьеров или недопущения нарушения прав налогоплательщиков, которые присутствовали в налоговом кодексе до последнего времени. Большая часть из них была направлена на обеспечение гарантий налогоплательщиков, чтобы они могли прозрачно и понятно осуществлять свою предпринимательскую деятельность.

Начальник правового управления ФАС России Артем Молчанов выступил с информацией о позиции Федеральной антимонопольной службы в части правоприменительной практики. Общее направление реформы контрольно-надзорной деятельности служба поддерживает и на этапе формирования выступала среди пилотных органов власти, которые участвовали в этих мероприятиях. На текущий момент многие предложения по совершенствованию деятельности учтены в работе.

Затем выступил начальник Правового управления Росприроднадзора Андрей Гаврилов, который подтвердил необходимость принятия законопроекта, обсуждаемого на совещании. По его словам, накопилась критическая масса вопросов, которые должны были быть решены ранее, и то, что сейчас они решаются, это важно для контрольно-надзорных органов. Крайне важны прозрачные правила игры для бизнеса. В рамках законопроекта Росприроднадзор поддерживает акцент на принципе профилактики. «Лучше что-то предотвратить, чем потом ликвидировать», - сказал в заключение Андрей Гаврилов.

Следующей по теме со стороны бизнеса выступила вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян. Она подчеркнула, что «ОПОРА РОССИИ» активным образом принимала участие в обсуждении и подготовке данных законопроектов. Основной акцент она сделала на важности информирования предпринимателей через личный кабинет на портале. Тем не менее, остается нерешенным вопрос обжалования требований в досудебном порядке. Это крайне важно для бизнес-сообщества.

Иван Разуваев в своем выступлении представил информацию по результатам рассмотрения проекта федерального закона № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Данный нормативный правовой акт направлен на урегулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Генеральный директор ТПП Нижегородской области отметил, что проект федерального закона нуждается в существенной доработке, в связи с наличием ряда замечаний.

Во-первых, в части 5 статьи 26 закреплено право органов прокуратуры, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на неограниченный доступ к сведениям, содержащимся в реестрах, используемых для ведения учета объектов контроля, в едином реестре контрольно-надзорных мероприятий.

По его словам, целесообразно предоставить органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, аналогичное право на уровне соответствующего региона.

Данное положение позволит должностным лицам, ответственным за развитие КНД на уровне субъекта, осуществлять мониторинг и анализ текущей деятельности региональных органов.

Также статьей 65 предусмотрен такой вид профилактических мер, как самообследование. В рамках данной процедуры контролируемое лицо самостоятельно на специализированном Интернет-ресурсе заполняет декларацию соблюдения обязательных требований и в случае получения положительного заключения направляет её на регистрацию в контрольный орган.

Иван Разуваев подчеркнул, что данная норма содержит в себе положения, предоставляющие контролируемым лицам возможность злоупотребления правом.

В связи с этим он вынес предложения:

- закрепить основания для отказа в регистрации декларации соблюдения обязательных требований;

- установить ответственность за внесение ложных сведений в декларацию (пункт 9 статьи 65).

В части 3 статьи 74 указано, что, если изложенные в обращении (заявлении) сведения могут служить поводом для открытия контрольно-надзорного производства, инспектор, при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения (заявления), обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

По предложению ТПП Нижегородской области, необходимо проработать механизм подтверждения подлинности заявителя, разработать единый порядок установления лица, отправившего обращение.

В части 8 статьи 80 содержится положение о составлении акта о невозможности проведения контрольно-надзорного мероприятия и принятия решения о проведении внеплановой проверки. Количество таких мероприятий не закреплено, ответственность за излишнее их осуществление не установлена, что вызовет ряд трудностей в правоприменительной практике.

В соответствии с частью 11 статьи 30 законопроекта перечень индикаторов риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля и порядок их выявления утверждается: для вида федерального контроля – федеральным органом исполнительной власти и государственными корпорациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; для вида регионального контроля – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; для вида муниципального контроля – представительным органом муниципального образования.

Выявление индикаторов риска является одним из оснований для открытия контрольно-надзорного производства. В целях минимизации рисков проведения контрольно-надзорных мероприятий на основании критериев, допускающих широкое толкование и субъективную оценку, необходимо перечень индикаторов риска причинения вреда (ущерба) дополнительно согласовывать с органами прокуратуры.

Иван Разуваев обратил внимание на то, что глава 16 законопроекта предусматривает 10 различных видов контрольно-надзорных мероприятий. Таким образом, в отношении объектов средней и умеренной категории риска причинения вреда (ущерба) в целом будет проводиться не менее десяти контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных главой 16 законопроекта, каждые три года – шесть лет. В связи с этим в отношении контролируемых лиц средней и умеренной категории риска причинения вреда (ущерба) в среднем будут осуществляться плановые контрольно-надзорные мероприятия каждые 3-7 месяцев. В настоящее время плановые проверки в отношении предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено положениями Закона № 294-ФЗ. Таким образом, исходя из предлагаемой редакции законопроекта, административная нагрузка на предпринимателей может возрасти. Необходимо дополнить часть 1 статьи 32 законопроекта положением, что периодичность плановых контрольно-надзорных мероприятий, устанавливаемая частями 2-4 статьи 32 законопроекта, распространяется на всю совокупность видов контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных главой 16 законопроекта.

В заключение встречи участники договорились на регулярной основе проводить обсуждение по данной теме.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

*#####* *#####* *#######* *#######* ###***### ###***### ##* *## ### ##* ##* *## ##* *## ##* *## ### ##* ##* *## ##* *## *### ### *##* ###* ##* *## #####* ###**##* *######* ##* *## #####* *###### *######* ##* *## ***### *####* ****### ##* *## ##* *## *##* ##* *## ##* *## ##* *## *## ##* *## ##* *## ###***### *## ###***### ###*### *#######* *## *#######* *#####* *#####* *## *#####* *###*