Нижегородское время
23:26
Пятница, 19 Апреля
Курсы валют
сегоднязавтра
100.28 100.53
94.32 94.09
Котировки
РТС 1173.68 14.94
ММВБ 3470.88 12.02

Гармонь звучит, на сердце – радость

10:3924.03.2023 16+ 1719 18+

В нашей беседе музыкант, гармонист-виртуоз, композитор, преподаватель Большеболдинской Детской школы искусств Николай Владимирович Лудин рассказал о том, как стать хорошим гармонистом, любить свою работу и где искать вдохновение.
– Сейчас из окон можно услышать разве что шум колонок. Возможно ли возродить домашнее исполнительство?
– Этим мы в школе и занимаемся. Чем больше детей обучается, тем больше вероятность, что кто-то из них станет музыкантом и будет радовать своих слушателей. Я и сам летом в свободное время беру в руки гармошку и начинаю прямо на улице играть. Порой много людей собирается, и ведь подпевают! Также и в деревне Юрьево, на моей малой родине, не один праздник не обходится без живой музыки. В любом случае она будет жить. Главное, чтобы дети не бросали, а продолжали, даже пусть для себя, играть в свободное время. Должен быть интерес, чтобы они это сохраняли и передавали потом своим детям.
– К гармошке душа лежит больше, чем к баяну?
– Изначально я хотел учиться играть именно на гармошке, но так как гармошки не было, я стал в музыкальной школе обучаться игре на баяне. Потом, после колледжа и университета, я все-таки мечту свою детскую осуществил и начал сам учиться играть на гармошке – это инструмент с какой-то «изюминкой», особой энергетикой. Несмотря на всю свою внешнюю простоту, играть на ней можно что угодно.
– Как Вы относитесь к игре на гармони не по нотам, а по цифрам, когда каждая клавиша обозначается цифрой, и даже человек без подготовки может что-то сыграть?
– Я считаю, что это не совсем правильно. Лучше сесть один раз по-хорошему и выучить семь нот, а потом играть что душе захочется. Могут возникнуть трудности, но нужно себя перебороть. Ноты – это всемирная система, принятая во всех странах. Музыкант должен играть по нотам, а не по цифрам.
– Отличаются ли чем-то современные ученики от тех, кто был несколько лет назад?
– Мне кажется, дети какими были, такими и остались. Дело в другом – в развитии педагога. Мои ученики – мое зеркало, смотрю на них и вижу себя. Поэтому если какие-то ошибки были у меня, значит, были и у них. Педагог растет, развивается и дети вместе с ним.
– Чему важно научить детей в первую очередь?
– Системности и постоянству. Если ребенка не научить этому, то ничего не получится.

– А сами откуда черпаете вдохновение?
– Я много смотрю в интернете роликов других музыкантов-профессионалов, меня очень вдохновляют их выступления. Послушаешь их, а потом сидишь и думаешь про себя: «Какой же ты лабух, ничего не можешь». Но именно эти люди, добившиеся высот и успехов, воодушевляют меня и не дают стоять на месте.
– Кроме ситуаций, когда требуется вдохновение, бывают моменты выгорания. У Вас большой стаж, были ли такие моменты и как Вы с ними справлялись?
– Лично у меня такого не было. Были, конечно, периоды, когда просто в чем-то сомневался – так я делаю или нет. Но спустя мгновение понимаю и корректирую свои действия. Мне просто не хватает времени на все это выгорание. Хочется больше заниматься, работать, отдавать себя ученикам и совершенствовать свои исполнительские навыки.
– С чем связаны самые сложные моменты в практике?
– Самое сложное – начать. Одно дело, когда учишься в колледже и учишься работе с детьми, но это все посредственно, а другое, когда работаешь один на один с учеником. Получается, исполнять научили, а как нужно и грамотно преподавать – нет. К каждому ученику нужно найти подход, когда он делает ошибки, нельзя ругать. Это наоборот для педагога своего рода «зацепка» – на что нужно обратить внимание и с чем нужно работать, чтобы в дальнейшем этого не повторилось.
– Какие вещи помогают стать преподавателем с большой буквы?
– В душе нужно самому быть ребенком, чтобы найти контакт с учеником. Если с ним общаться свысока, то он просто не сможет открыться, выразить свои чувства относительно музыки. Нужно на одном языке разговаривать, находить общие точки соприкосновение.
– Что Вам нравится в работе, а что не нравится?
– Нравится мне всё! А не нравится, когда мешают. Это выбивает из колеи. Работа с детьми сложна, но она одна из лучших. Порой быт засасывает так, что человеком себя чувствовать перестаешь, а с ребенком пообщаешься с душой и как-то теплее становится.
– Работа и творчество занимают много времени. Как расслабляетесь?
– Лучший отдых – это смена деятельности. Либо занимаюсь домашними делами, либо куда-то выезжаю с семьей. Последний раз с детьми, например, съездили в аквапарк. Надо почаще куда-то выбираться, отвлекаться. Это важно – отдых должен быть обязательно.
– Что нужно, чтобы быть хорошим гармонистом?
–Думаю, не важно кем – гармонистом, юристом или бухгалтером, главное – много работать. Это залог успеха. Надо любить свою работу и по максимуму выкладываться, тогда будет и 100% результат. Не зря говорят «на работу как на праздник», ведь если ты идешь работать из-под палки, заставляешь себя, то надолго тебя не хватит. А вообще, я думаю, мне повезло в том, что мое изначальное хобби перешло в профессию. Уверен, что в этом тоже есть секрет успеха.

Вячеслав СЕРГЕЕВ

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.